Владимир Дерябкин, сейчас директор частного музея фонографов и
граммофонов, поэт, литератор и исполнитель собственных песен. А когда-то у него
было 10 медведей. Это был и цирк, и театр. Он назывался «Медвежий театр миниатюр». Его медведи были барменами, автослесарями, моряками,
космонавтами, влюбленными, путешественниками. На время представления они как бы
становились людьми. И в этом заключался секрет обаяния дерябкинских цирковых
новелл┘ Ни одного из медведей не осталось в живых. А сам
артист уже 10 лет не выходит на манеж ≈ он завязал с дрессурой.
«Почему?» ≈
Потому что это варварский жанр. Дрессировщики всегда скрывали изнанку своей
профессии от зрителей. Я расскажу вам то, о чем больше никто не расскажет.
Живой реквизит
≈ ПРАВДА о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с
животными. Поэтому посвященные молчат. Даже если кто-то из артистов решится на
откровения, его сразу остановят коллеги и отомстят.
Я любил свою профессию и
благодарен ей, несмотря ни на что. Только жалею, что в свое время не получил
звания заслуженного артиста как клоун. Потому что теперь вижу: в дрессуре не
может быть званий. Лауреат премии по жестокости - так, что ли?
≈ Но ваши сценки из Медвежьего театра
оставляли у зрителей ощущение чего-то доброго, светлого. Людям они очень
нравились.
≈ Так ведь жестокость была не
на арене, а за кулисами. У меня был трюк, который взрывал аплодисментами любой
зал,когда медведь падал перед моей
партнершей Людой на колени, сжимая в лапах сердце из папье-маше. Со стороны все
выглядело эффектно и мило. Но на репетициях со зверем разговор другой. Я
видел, как медведя просто убивали за то, что он отказывался исполнять трюк.
Нервы у дрессировщика не выдерживают,
он срывается ≈ и все, пошли побои! Картина, которую никогда не забуду, ≈ сапоги
дрессировщика, забрызганные медвежьей кровью. Так беспощадно били зверя┘ И не только во время
репетиций, порой и на глазах у зрителей тоже. Однажды известный дрессировщик во время представления в приволжском городке
так приложил пантеру, что она упала на барьер манежа и билась в судорогах. Я
сам невольно сделал медведя калекой, у бедняги потом образовалось бельмо на
глазу. И до сих пор передо мной стоит эта картина.
≈ Но дрессировщики уверяют, что
между ними и хищниками существуют особые, почти родственные отношения. Один
питерский укротитель сказал: Медведи ≈ мои дети. Я их жалею и воспитываю.
≈ Ну да, дети┘ Мы на этих детях делали деньги. Вкусно ели, красиво одевались,
ложились в чистую постель, а они сидели за решеткой. И до сих пор в России
медведей, точно уголовников, перевозят все в тех же тесных, постылых клетках.
Потому что для дрессировщика звери - всего лишь живой реквизит.
Я помню трюк Скрещенные руки ≈ слон
протягивает ногу, тигр кладет на нее лапу, сверху сам дрессировщик кладет
ладонь. Как бы символика дружбы между зверем и укротителем. На самом деле ≈
ложь. За этой лирикой скрывается насилие. Попробуйте навязать такое рукопожатие заклятым врагам. Они
согласятся, если только вы окружите их смертоносным оружием. Или вы протянете руки,
или мы вас всех троих уложим! И протягивают. Но, как только вы уберете оружие,
они тут же вцепятся друг другу в глотки.
Не верьте поцелуям
дрессировщика со зверем. На арене укротитель может подойти ко льву, потрепать
по гриве, даже чмокнуть в морду. А за кулисами возьмет в руки палку.
≈ У Валентина Филатова была афиша: медведь, подносящий хлеб-соль
укротителю. Филатов левой рукой берет у зверя хлеб-соль, а в правой держит
хлыст. И подпись: Медвежий цирк. Чем не
символ дрессуры? Неужели нельзя было убрать хлыст, чтобы он
не колол глаза хотя бы на рекламе? Страшное сочетание, если вдуматься.
≈ Цирковых животных морят голодом, чтобы они стали послушнее?
≈ Животных никогда не кормят
перед работой. А потом ≈ наоборот.
≈ У Валентина Филатова была афиша: медведь, подносящий хлеб-соль
укротителю. Филатов левой рукой берет у зверя хлеб-соль, а в правой держит
хлыст. И подпись: Медвежий цирк. Чем не
символ дрессуры? Неужели нельзя было убрать хлыст, чтобы он
не колол глаза хотя бы на рекламе? Страшное сочетание, если вдуматься.
≈ Но в нем есть правда жизни.
Да, дрессировщики используют и насилие, и прикорм. Это два приема, без которых
никак нельзя.